Информатика для юристов и экономистов


Понятие электронной коммерции - часть 7


Там, где комплексная автоматизация учетной и контрольной функций могла бы привести к повышению эффективности общественного производства, частичные меры лишь дают аппарату дополнительную возможность для дальнейшего усложнения непроизводительных связей.

Затраты на обслуживание документооборота накладываются на каждый этап коммерческого цикла движения товаров и услуг, нарастают, как снежный ком, и могут составлять заметную долю в приращении розничной цены над себестоимостью. В первую очередь это явление сказывается на «вымывании» товаров нижнего ценового диапазона. Поскольку затраты на обслуживание документации, сопровождающей единицу продукции, имеют постоянный характер, слабо зависящий от цены продукции, то существует определенный ценовой минимум, ниже которого товар не может быть продан даже при технологической себестоимости, близкой к нулю. Одна из задач электронной коммерции как раз в том и состоит, чтобы сделать рентабельной массовую продажу товаров и услуг, имеющих предельно низкий для потребителя ценовой уровень. Решается эта задача за счет полной автоматизации документооборота, связанного с реализацией товара, включая финансовый расчет. Упрощенно говоря, электронная коммерция позволяет приблизить эффективность производства и продажи тысячи единиц товара, стоящего копейку, к эффективности изготовления и реализации одной единицы товара, стоящего десять рублей.

Объективные причины, по которым договорный, учетный, отчетный и финансовый документооборот наиболее сильно сопротивляются автоматизации, хорошо известны. Это связано с традиционным использованием бумажных бланков, рукописных подписей и механических печатей в качестве общепризнанных средств аутентификации содержания документов и идентификации лиц, ответственных за них.

В предыдущей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), и теперь знаем, что современные информационные технологии предоставляют для электронного документооборота нужное средство как идентификации, так и аутентификации.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин