Информатика для юристов и экономистов


Понятие информации - часть 5


В учебной и научной литературе по информатике мы находим немало примеров антропоцентрического подхода к информации (как к сведениям) или техноцент-рического подхода (как к данным). В лучшем случае информацию рассматривают как содержательную часть данных, интерпретируемых человеком (синтез антропоцентрического и техноцентрического подхода).

Как мы увидим в этой книге, техническое и правовое обеспечение режима электронной подписи, использование методов криптографии в гражданском документообороте, использование Интернета в обеспечении электронной коммерции, обеспечение безопасности данных и многие другие общественные процессы и явления требуют строгого и непротиворечивого определения информации. Его требуют экономические и правовые дисциплины.

Наиболее яркий пример дает нынешняя правовая ситуация с Интернетом. До сих пор не решен принципиальный вопрос: «Является Интернет средством массовой информации или нет?» В неформальном общении специалисты, использующие Интернет в политических целях, говорят, что: «Конечно же, Интернет является средством массовой информации, да еще каким! Но вы попробуйте это доказать!».

Действительно, в рамках традиционного подхода к информации, как к «сведениям», решить основной правовой вопрос Интернета невозможно, как невозможно решить и множество дополнительных вопросов, например с правовым режимом гиперссылок. Отсутствие убедительного обоснования правового режима Интернета ведет к массе правовых коллизий как в России, так и за рубежом. Достаточно вспомнить правовые проблемы, возникшие в период проведения выборов в Государственную Думу РФ (декабрь 1999 г.) и президентских выборов 2000 г. Без надлежащего определения информации множество правовых проблем, возникающих в современном высокоинформатизированном обществе, не может быть разрешено окончательно и убедительно.

 

Определение информации

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация — это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин