Информатика для юристов и экономистов


 Платежные системы в электронной коммерции


Современные банковские технологии составляют основу электронной коммерции. Без них можно было бы только говорить о стратегическом использовании технологий, предоставляемых Интернетом, в качестве средства поддержки коммерции традиционной. Но при использовании электронных банковских технологий возникают специфические черты, характеризующие электронную коммерцию как комплексную систему коммерческих взаимоотношений.

Несмотря на ведущую роль платежных систем в обеспечении электронной коммерции, мы рассматриваем их в последнюю очередь, поскольку, лишь изучив технологии создания защищенной связи, можно приступать к рассмотрению технологий, связанных с использованием платежных систем для расчетов между участниками электронной коммерции в Интернете.

 

Системы дистанционного банковского обслуживания

Банковские электронные услуги вообще и дистанционное банковское обслуживание в частности представляют собой особый весьма объемный специальный курс, рассмотреть который в рамках данного учебного пособия, относящегося к информатике, не представляется возможным. Мы остановимся на наиболее значимых для клиента (юридического или физического лица) понятиях, связанных с их участием в электронной коммерции. Однако в качестве введения укажем, что в структуру всего комплекса электронных банковских систем входит множество мелких подсистем: Банк — Предприниматель (клиент — юридическое лицо); Банк — Потребитель (клиент — физическое лицо); Банк — Банк; Банк — Клиринговый центр; Банк — Обменный пункт; Банк — Корреспондентские счета и другие. Во всех подсистемах банки используют такие электронные технологии, как системы управления базами данных (СУБД), средства ЭЦП, средства идентификации и аутентификации, основанные на системах и протоколах защищенной связи.

С точки зрения электронной коммерции/нас больше всего интересуют подсистемы Банк — Предприниматель и Банк — Потребитель, которые в общем случае представляются одной подсистемой Банк — Клиент с необходимыми различиями, в зависимости от того, является ли клиент лицом юридическим или физическим.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин