Информатика для юристов и экономистов

         

Общий обзор


Электронная почта — одна из наиболее ранних сетевых служб. Ее первоначальное назначение состояло в доставке коротких текстовых сообщений от отправителя к адресату через цепочку промежуточных почтовых серверов. Сегодня средства электронной почты доставляют не только текстовые сообщения, но и произвольные файлы данных, а также сообщения с элементами форматирования, графикой, звукозаписью и другими мультимедийными компонентами. Существуют также средства, позволяющие создавать, редактировать, отправлять, принимать и воспроизводить голосовые и видеосообщения. Одним из направлений функционального совершенствования электронной почты в настоящее время стала интеграция со средствами мобильной и факсимильной связи. Ныне технические средства для работы с электронной почтой отнюдь не ограничены только компьютерами. В отправке и получении текстовых и голосовых сообщений можно использовать такие средства связи, как сотовые телефоны, пейджеры, мобильные вычислительные устройства PDA (Personal Digital Assistant).

Протоколы входящей и исходящей почты

Как и всякая сетевая служба, электронная почта реализуется с помощью пары программ и протокола взаимодействия между ними. Со стороны Интернета работает программа-сервер, а со стороны потребителя — программа-клиент. Характерная особенность электронной почты, отличающая ее от других служб Интернета, состоит в том, что ее работа основана на двух прикладных протоколах. Один используется для отправки исходящих сообщений, а другой — для получения входящей корреспонденции. Соответственно, со стороны Интернета работа электронной почты обеспечивается двумя серверами: сервером исходящих сообщений и сервером входящих сообщений. Сервер входящих сообщений очень часто называют просто «почтовым ящиком».

Необходимость в наличии двух разных протоколов связана с требованиями безопасности. Например, при отправке сообщений обычно не нужна строгая процедура идентификации отправителя. С аналогичным явлением мы сталкиваемся и в обычной почте, когда для отправки письма достаточно бросить конверт в любой почтовый ящик.
Служба исходящих сообщений основана на протоколе SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты) и со стороны Интернета обеспечивается серверами SMTP.

С входящими сообщениями дело обстоит иначе. Для получения сообщения клиент должен предъявить определенные права. В обычной почте клиент либо предъявляет документ в почтовом отделении (при получении заказной корреспонденции), либо должен иметь ключ от собственного почтового ящика (ключ — это механическое средство идентификации личности). Фактически служба входящих сообщений электронной почты выполняет роль почтового отделения. Она проверяет права клиента на основании его регистрационного имени и пароля, после чего поставляет ему корреспонденцию, накопившуюся в «почтовом ящике». Наиболее распространенным протоколом этой службы является протокол РОРЗ (Post Office Protocol3 — протокол почтового отделения, версия 3).

Общий порядок работы с электронной почтой

Для работы с электронной почтой пользователь должен выполнить следующие действия:

1.Зарегистрироваться на одном из серверов электронной почты, предоставляющем услуги как SMTP, так и РОРЗ. Регистрация называется получением учетной записи. В итоге регистрации клиент получает учетную запись SMTPи учетную запись РОРЗ. Теоретически эти записи можно получить на разных серверах, но это неудобно, и обычно их получают у той организации, которая и предоставляет общий доступ в Интернет, то есть у сервис-провайдера.

2.Установить на своем компьютере программу — клиента электронной почты. Как правило, работа и с входящей, и с исходящей электронной почтой обеспечивается одной и той же программой, хотя это не обязательно.

3.Настроить почтового клиента на работу с учетными записями SMTP и РОРЗ. При настройке в программу вводятся регистрационные данные пользователя (регистрационное имя и пароль), полученные при заключении договора с поставщиком услуг электронной почты. Это удобно, чтобы при подключении к серверу РОРЗ программа могла предъявить серверу права автоматически, не вынуждая каждый раз вводить данные вручную.





4. После настройки клиентского программного обеспечения пользователь может создать с его помощью сообщение, ввести адрес электронной почты получателя и дать команду отправки.

5.Далее сообщение движется по цепочке почтовых серверов от 5М7Р-сервера отправителя к POPjJ-серверу получателя, где поступившие сообщения накапливаются до момента, когда адресат установит соединение с сервером.

6. В момент подключения к своему «почтовому ящику» адресат может получить:

• оповещение о наличии почтовых сообщений;

• служебную информацию, взятую из полей заголовка сообщения (имя отправителя, дату отправления, размер и тему сообщения и т. п.);

• полный текст сообщения.

Что именно получит адресат, зависит от того, как настроена его клиентская программа. Он не может управлять объемом и составом информации, поступающей в «почтовый ящик» на сервере, но он может управлять тем, в каком объеме эта информация транспортируется на его компьютер. Разумеется, это возможно, только если его программа-клиент обладает необходимой функциональностью (поддерживает необходимые функции).

Электронная почта, основанная на WWW

«Обычная» электронная почта, основанная на протоколах SMTP и РОРЗ, называется E-Mail. Наряду с ней, в последние годы образовалась и развилась другая система электронной почты Интернета, основанная на службе WWW и называющаяся Web-Mail. Это не самостоятельная служба, а сервис, реализованный средствами службы World Wide Web на основе рассмотренного нами ранее протокола HTTP. Со стороны Интернета этот сервис поддерживается обычными Web-серверами, а на клиентской стороне для работы с ним достаточно иметь обычный Web-броузер. Это удобно для тех, кто хорошо освоил работу с Web-броузером и не хочет тратить время на освоение специфических программных средств электронной почты.

Web-Mail — это эмуляция работы старой самостоятельной службы E-Mail средствами Web-технологий, поддерживающая полный набор ее функций, так что со стороны пользователя разница проявляется только в том, какие программы используются для работы, и в том, как выполняется подключение к службе.



Общий порядок работы с электронной почтой Web-Mail

1.Учетная запись электронной почты Web-Mail создается на Web-узле службы. Подключение к нему выполняется обычным переходом по URL-адресу с помощью броузера. Регистрация выполняется путем заполнения ЯГМ1-формы на одной из Web-страниц.

2.Подготовка и отправка почтового сообщения выполняется путем заполнения полей Web-формы. Далее сообщение передается по заданному адресу. Созданные сообщения фактически являются документами HTML и просматриваются с помощью любого броузера. Как документы HTML, они могут иметь шрифтовое и цветовое форматирование, фоновое изображение, встроенную графику и другие объекты. Для стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии важным удобством электронной почты, основанной на Web, является то, что в сообщениях можно использовать символьные наборы, в которых каждый символ кодируется двумя байтами. Это означает, что в формате HTML можно пересылать сообщения на китайском, японском, корейском и других языках иероглифического письма. Если предполагается, что адресат не имеет учетной записи на Web-сервере, а пользуется «обычной» электронной почтой с учетной записью на сервере РОРЗ, то формат сообщения автоматически преобразуется в обычный текст, хотя сегодня многие почтовые клиенты, работающие с учетными записями РОРЗ, тоже способны воспроизводить сообщения в формате HTML.

3. Сообщения, полученные на адрес Web-Mail, сохраняются на сервере и доступны для просмотра с помощью броузера, как обычные Web-страницы. При необходимости их можно скопировать на жесткий диск, хотя делать это и не обязательно. Свой «почтовый ящик» на Web-сервере можно рассматривать как удаленную Web-папку и вообще не хранить информацию на компьютере.


Содержание раздела